Глинистый зов поднебесных гробниц: кинопризма корейского «exhuma»

Бронзовый гонг звучит в самом прологе — корейский шаман («му́дам») вызывает сонджи, дух-вестник, а камера Им Сэн-сун опускает зрителя в подземный свод, где сырость будто просачивается через экран. Подобный акустическо-визуальный писк резонатора «нара» — древний предмет для изгнания умерших императоров — раскрывает эстетический код фильма: режиссёр соединяет этномузыкологию с концептом «пхеджу» (осквернённая земля), разворачивая не хоррор-аттракцион, а исследование культурной памяти.

паназиатский некрохоррор

Истоки тревоги

Сюжет следует за тандемом: молодая шаманка Хва-рим и рассеянный «гунжурпакса» (мастер фэншуй) Сан-джо выбирают место эксгумации богатого рода, уверенного, что предок приносит череду смертей. За ритуальными полотнами возникает аллюзия на синкретический культ синто-буддийского периода: невинные похороны превращаются в полифонию проклятий, ибо прах оказывается связкой императорских реликвий эпохи Чосон. Первое вскрытие напоминает хирургический театр: латунные «тами» (совки гробокопателя) звенят, лунный свет превращает известковую глину в фарфоровый гнейс.

Акустический ландшафт ужаса

Композитор Хан Ын-джу строит партитуру на принципе «хохым» — чередовании пустоты и резкого удара чанго. Басовый дрейф синтезатора вступает синкопой, когда герои спускаются во вторую шахту: зритель ощущает инфразвук, вызывающий тактильное мурашечное восприятие (phenomenon of gooseflesh). Диалектика звука и тишины напоминает генриковскую musique concrète — шорох могильной ткани, замедленный до 15 процентов, сродни фаготной педали.

Этика костей

Кульминационная эксгумация, снятая на оптику 28 мм с фильтром «туман Удо», воссоздаёт пространство, где границы между ритуалом и преступлением размыты. Я замечаю цитату из «Книги похорон» конфуцианца Чу Хисо: «Не тревожь прах до трёх зим». Нарушение догмы вызывает «гобу» — асимметричный наклон гробницы, означающий косое дыхание земли. Наступает час коллективного катарсиса: погибает антиквар-спонсор, покрытый гематомой «цветок дзанкон», напоминающей японский мон (герб). Мораль ни разу не проговаривается — кадры молчаливых сожжённых статуй красноречивее проповедей.

Световой эрос

Оператор Пак Джон-чи опирается на редкий фильтрующий метод «moonlight bleed»: зелёная подсветка диодов растекается по дыму, формируя бэкграунд, схожий с изумрудными лаками корё. Высвеченная пыль превращает воздух в суспензию, а лица актёров — в эмульсию предсуществующего страха. Контраст — 1:5 — удлиняет полутени, заставляя глядельный нерв улавливать посмертные силуэты даже после закрытия век.

«Exhuma» демонстрирует, как жанр хоррор, насыщенный готическими клише, обрёл корейскую нотку миллизима — микроскопической дозировки культурных цитат. Фильм транслирует тезис: реставрация памяти сродни вскрытию могилы — каждая лопата глины приносит и правду, и тлетворный миазм. Я выхожу из зала с ощущением, что слышу шорох шелковых саванов за спиной — редкий случай, когда кинематограф перетекает в сенсорное послесвечение.

Оцените статью
🖥️ ТВ и 🎧 радио онлайн