Работая над анализом анимационной ленты «Повелительница города сказок», я окунулся в удивительно самобытный мир, где футуристические небоскрёбы соседствуют с деревянными башенками древних ярмарок. Режиссёр Мира Кадыров предлагает создать новый миф о взаимопроникновение реальности и фольклора, анимационный процесс основан на комбинации ротоскопии и параллаксовой смены фона. Текущая методика рождает почти тактильное ощущение пространства, у зрителя возникает желание разглядеть мельчайшие детали резных фасадов.
Сюжетная ткань
Завязка строится вокруг девочки-урбанистки Рави, обнаружившей портал к архетипам народных сказов прямо под фундаментом мегаполиса. В ходе путешествия героиня сталкивается с полифонией персонажей: железнокрылый журавль-дрон, кухонная русалка, бюрократический леший. Каждый образ, словно паяльник на стекле, прожигает привычное представление о культурной памяти. Авторы отказались от прямолинейной морали, доверив выводы зрительской интуиции.
Визуальная партитура
Художник-постановщик Исмет Джанг использует технику камэй-но-ма (японский термин, обозначающий паузу, позволяющую взгляду отдышаться) для построения ритма кадра. Палитра перетекает от городских неоновых ализаринов к приглушённым охрам лесных тонов. Приём чиароскуро подчеркнул контур героини, придав фигуре ореол флюоресцента. Феномены глитч-анимации в моменты эмоциональной турбулентности визуализируют внутренний шторм персонажей. Нигде не наблюдается избыточной мультипликационной суеты, вместо прыжков камера обыгрывает замедление, сродни вдоху перед сольным пассажем.
Акустический облик
Композитор Элла Гранд вписала в электронную партитуру тембр гудка паровоза серии Л17, свист опорных тросов мостов, симфоджазовую струнную секцию. Полифония наслаивается по принципу hoquetus (средневековый приём, предполагающий прерывистую мелодическую передачу между голосами), благодаря чему возникает ощущение дыхания мегаполиса. Песня финальных титров исполнена певицей-гроссместером тувинского хөөмей, что подчёркивает межкультурный вектор проекта. Пространственное микширование Ambisonics уровня третьего порядка обеспечивает иллюзию полного акустического купола вокруг аудитории.
Премьера в апрельском Анси вызвала стоящее одобрение. Критики отметили органичную смесь синестетических образов, зрители оценили ясность метафоры взросления. Ярмарочные барабаны в финале вызвали отклик детских воспоминаний даже у опытных фестивальных репортёров. Фильм уже фигурирует в шорт-листе премии «Криэйтор» в номинации анимационный полнометражный дебют.
В контексте отечественной мультипликационной школы «Повелительница города сказок» поднимает вопрос урбанистической мифологии. Создатели избегают ностальгической архитектурной реставрации, предлагая свежий, но уважительный диалог с дореволюционным орнаментом. При просмотре чувствуется отзвуки работ Протопопова, Стечкинского и студии «Эстонияфильм». Лента действует как культурный медиатор, показывая, что фольклор способен разговаривать языком голограмм и дронов.
Я наблюдаю тенденцию к возвращению аналитического взгляда на сказовую матрицу без поучений и инфантилизма. «Повелительница города сказок» являет пример гармоничной коалиции технического авангарда и сюжетной незамыленности. Редкая гибридность приёмов вкупе с музыкальным дерзновением гарантирует долгую фестивальную биографию ленты.













