Чёрно-белый вихрь власти: взгляд на «трагедию макбета» (2021)

Я наблюдаю за эволюцией шекспировских интерпретаций на экране три десятилетия, версия Джоэла Коэна приковывает внимание сразу: строгий 1.37:1, контрастное чёрно-белое зерно, отсутствие натуры, камерная декаденция студийных декораций. Стремление к театральной абстракции органично сочетается с кинематографическим ритмом, где каждый план дышит тревогой.

Истоки замысла

Мотив уплотнённой власти созрел у Коэна после прочтения Шекспира во время вынужденной паузы пандемии. Режиссёр отбросил характерный для дуэта Коэнов гротеск, сосредоточился на структуре притчи: 106-минутный фильм неуклонно мчится к роковому финалу, без посторонних сюжетных ответвлений. Драматург Аманда Питт внесла лаконичные поправки, сохранив языковую музыку оригинала.Макбет2021

Визуальный код

Оператор Бруно Дельбоннель разворачивает пространство приёмом «обратной перспективы»: линии пола и стен сходятся, создавая ощущение бесплотности. Жёсткий контровой свет формирует резкие силуэты, а дымчатый туман выступает натуральным диффузором. Минималистский антураж приобрёл свойства «лимбо» – визуального предбанника вечности, в котором герои теряют ориентацию. Каждая архитектурная деталь напоминает музыкальную паузу, задерживающую дыхание зрителя.

Звуковая архитектура

Композитор Картер Бёрвелл строит партитуру по принципу «пустоты звучания»: ударные всплески, низкочастотный орган и ржавый колокольный обратный реверс. Тишина приобретает плотность вязкого мёда, затягивая слушателя в акустическую трясину. Бёрвелл цитирует средневековую изоритмию (техника, при которой повторяются ритм и мелодия в разных слоях), чередуя перкуссионые формулы с григорианскими квартами, что рождает ощущение ритуала. Фокус на суббасе подспудно отсылает к сердечному гулу, усиливая атмосферу обречённости.

Дензел Вашингтон наполняет короля Макбета двойственным теплом и холодом: рваные дыхательные акценты сменяются почти музыкальным речитативом, напоминающим джазовый скэт. Фрэнсис Макдорманд рисует леди бровью, жестом, интонацией, избегая истерики, её шёпот звучит громче крика. Диалоги двух титанов похожи на дуэль валторны и виолончели – тембры контрастируют, но сливаются в единую гармонию.

Коэн обходит натурализм, прибегая к символическому монтажу: вороновая тень скользит по белой стене, вода стекает обратным движением, указывая на временной излом. Чёткая метрическая структура задаёт актёрам шаг, словно по нотному стану, где каждое движение соотнесено с метрономом.

На экране появился сплав театра Кабуки, немецкого экспрессионизма и нуаровой резкости, конечный эффект напоминает сон, пережитый под сводами огромного католического собора. Диапазон эмоций не распадается на куски, а образует непрерывный ток, проводником которого служат жест и пауза. Именно в таких паузах слышен стук собственной крови – подлинный саундтрек трагедии власти.

Оцените статью
🖥️ ТВ и 🎧 радио онлайн